Меню сайта

ФГОС, Функциональная грамотность

Федеральный государственный образовательный стандарт

ФГОС НОО (приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №286)
ФГОС ООО (приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №287)
ФГОС СОО (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 №413, с изменениями на 11 декабря 2020 года)

Региональные нормативные документы

Приказ департамента образования Ярославской области от 18.01.2022 №13/01-03 "Об организации работы по введению обновленных ФГОС в общеобразовательных организациях Ярославской области  в 2021-2022 учебном году"
Региональный план мероприятий (дорожная карта), направленных на введение обновленных ФГОС в общеобразовательных организациях Ярославской области,  в 2021-2022 году
Приказ ДО ЯО №182/01-04 от 28.07.2021"Об утверждении списков региональных экспертов по сопровождению ФГОС

Формирование функциональной грамотности

Приоритетной целью государственной образовательной политики является вхождение Российской Федерации в десятку лидеров стран по качеству общего образования. Одним из направлений выступает формирование в системе общего образования функциональной грамотности обучающихся. Цель проекта – обеспечить информационно-методическую, научную поддержку региональных систем образования по формированию функциональной грамотности школьников.

 Проект по формированию функциональной грамотности реализуется с 2021 года по 2024 год.

Информационные ресурсы:

Межшкольный методический центр
Информационный портал Угличского МР

Одно из наиболее распространённых определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Составляющие функциональной грамотности:

  1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
  2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
  3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
  4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
  5. Креативное мышление.
  6. Глобальные компетенции. Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
  • критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
  • осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
  • вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Нормативное обеспечение: